Новости Экологии

01.11.24

Борьба с неперерабатываемым пластиком: новые ограничения

Правительство Российской Федерации опубликовало распоряжение от 14.10.2024 № 2827-р.
Цель: решение проблем с утилизацией трудноперерабатываемых видов упаковки и материалов.
Основные положения документа:
  1. Утвержден перечень видов продукции (товаров), производство и использование которых запрещается из-за сложностей с обработкой или утилизацией отходов от их использования.
  2. Министерству промышленности и торговли РФ поручено ежегодно, начиная с 2026 года, не позднее 1 сентября представлять в Правительство РФ предложения по актуализации этого перечня, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
  3. В утвержденный перечень вошли:
  • Бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ) для пищевой промышленности всех цветов, кроме бесцветного, голубого, зеленого, коричневого и белого.
  • Упаковка из ПЭТ с нанесенной на нее этикеткой из поливинилхлорида (ПВХ), за исключением термоусадочной этикетки.
  • Многослойные материалы для упаковки.
  1. Для каждого вида продукции указаны соответствующие коды по классификаторам ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, а также обозначения согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки».
Распоряжение вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

31.10.24

Минприроды России расширило Перечень методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферу стационарными источниками

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ (далее — законопроект).
Основные положения законопроекта:
  • Сроки и форма уведомлений:Изменены сроки уведомления с «5 рабочих дней» на «не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения»
  • Добавлена возможность отправки уведомлений в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи
  • Электронный документооборот:Внедряется возможность подачи документов в электронном виде
  • Документы могут быть подписаны:
  1. * Усиленной квалифицированной электронной подписью
  2. * Усиленной неквалифицированной электронной подписью (при определенных условиях)
  • Сроки рассмотрения заявлений:Для обычных заявлений — 30 рабочих дней
  • Для электронных заявлений через портал госуслуг — 25 рабочих дней
  • Автоматизация процессов:Введена автоматическая актуализация данных о юридических лицах на основе ЕГРЮЛ
  • Упрощена процедура внесения изменений при смене наименования или адреса юрлица
  • Реестр СМИ:Изменен порядок выдачи выписок из реестра
  • Обновлены требования к содержанию информации о регистрации СМИ
  1. При утверждении законопроект вступит в силу с 1 сентября 2025 г.
Важно отметить, что на текущем этапе законопроект носит информационный характери подлежит дальнейшему обсуждению и возможной корректировке.

30.10.24

Автоматизация процессов лицензирования

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ (далее — законопроект).
Основные положения законопроекта:
  • Сроки и форма уведомлений:Изменены сроки уведомления с «5 рабочих дней» на «не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения»
  • Добавлена возможность отправки уведомлений в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи
  • Электронный документооборот:Внедряется возможность подачи документов в электронном виде
  • Документы могут быть подписаны:
  1. * Усиленной квалифицированной электронной подписью
  2. * Усиленной неквалифицированной электронной подписью (при определенных условиях)
  • Сроки рассмотрения заявлений:Для обычных заявлений — 30 рабочих дней
  • Для электронных заявлений через портал госуслуг — 25 рабочих дней
  • Автоматизация процессов:Введена автоматическая актуализация данных о юридических лицах на основе ЕГРЮЛ
  • Упрощена процедура внесения изменений при смене наименования или адреса юрлица
  • Реестр СМИ:Изменен порядок выдачи выписок из реестра
  • Обновлены требования к содержанию информации о регистрации СМИ
  1. При утверждении законопроект вступит в силу с 1 сентября 2025 г.
Важно отметить, что на текущем этапе законопроект носит информационный характери подлежит дальнейшему обсуждению и возможной корректировке.

08.08.24

Опубликовали письмо об учете загрязняющего вещества при нормировании выбросов

Минприроды России опубликовало разъясняющее письмо от 03.07.2024 № 12-47/26833 Об учете загрязняющего вещества при нормировании выбросов.
Ключевые моменты:
— Инвентаризация выбросов проводится согласно Порядку № 871 от 19.11.2021.
— Нормативы допустимых выбросов устанавливаются по Методике, утвержденной приказом от 11.08.2020 № 581.
— Загрязняющие вещества определены Законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
— Нормативы рассчитываются для веществ из Перечня № 2909-р от 20.10.2023.
Рекомендации:
— Нормативы следует рассчитывать для веществ, выявленных при инвентаризации и включенных в Перечень № 2909-р.
— По конкретным вопросам рекомендуется обращаться в орган государственного экологического контроля.
Письмо носит разъяснительный характер и не является нормативным правовым актом.

15.05.24

Введена административная ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды

С 01.03.2024 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который дополнен статьей 8.55.
Согласно указанной статье за непередачу в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) (далее – Росприроднадзор) сведений об отнесении опасных производственных объектов к отдельным таким объектам должностное лицо может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере от 50 до 100 тыс. руб., индивидуальные предприниматели – от 100 до 200 тыс. руб., а юридические лица – от 200 до 500 тыс. руб.
Административная ответственность также наступит за несвоевременную передачу информации в Росприроднадзор и в случае непредставления данных о сроке эксплуатации зданий и сооружений из числа отдельных опасных производственных объектов.
Невыполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта при выводе его из эксплуатации (консервации или ликвидации) или реализация таких мероприятий с нарушением требований в области охраны окружающей среды влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 100 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.
Наказание не грозит, если объект введен в эксплуатацию до 01.09.2023.

10.03.24

Вступил в силу Закон о системе экологического мониторинга

С 1 марта 2024 г. вступил в силу закон о федеральной государственной информационной системе (ФГИС) состояния окружающей среды. Для информирования граждан в систему «Экомониторинг» будут поступать данные из информационных систем Росгидромета, Росводресурсов, Росприроднадзора, Рослесхоза, Роснедр и других источников. ФГИС позволит собирать, обрабатывать и анализировать эти сведения, а также прогнозировать на их основе состояние окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Заказчиком ФГИС «Экомониторинг» является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, оператором – Российский экологический оператор (РЭО). Система создается на платформе «ГосТех».
Глава Минприроды Александр Козлов рассказал, что система состояния окружающей среды содержит 16 подсистем. Мониторинг включает регулярные наблюдения за состоянием объектов, хранение, обработку, анализ и распространение полученной информации. «Например, о состоянии атмосферного воздуха, водных объектов, недр, озера Байкал, о местах размещения отходов», – отметил министр, слова которого приводятся на сайте Минприроды.
«Системой смогут пользоваться органы власти всех уровней, она призвана стать настоящим рабочим инструментом для них. Результатом должна стать всеобъемлющая оценка окружающей среды и прогнозирование изменений в ее состоянии для принятия наиболее эффективных решений и предотвращения вреда среде. Кроме того, полученная информация станет основной для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды», – заявлял ранее генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

03.11.23

Утверждены новые технологические показатели НДТ для целлюлозно-бумажного производства

На официальном сайте правовой информации опубликован Приказ Минприроды России от 02.08.2023 N 479 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий целлюлозно-бумажного производства» (далее — Приказ Минприроды России от 02.08.2023 N 479).
Новость будет интересна хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по производству целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них.
Приказом Минприроды России от 02.08.2023 N 479:
— сокращен перечень технологических показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующих НДТ, при производстве сульфатной целлюлозы;
— полностью исключены технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующих НДТ, при производстве сульфитной целлюлозы и древесной массы.
В настоящее время, до вступления в силу Приказа Минприроды России от 02.08.2023 N 479, остается действующим Приказ Минприроды России от 27.08.2019 N 579 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона».
Напоминаем, что технологические показатели НДТ необходимы для установления технологических нормативов, которые в свою очередь нужны для получения комплексного экологического разрешения (далее — КЭР) (п.2 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Ознакомившись с Приказом Минприроды России от 02.08.2023 N 479, вы сможете подготовиться к планируемым изменениям по НДТ, что позволит вам сэкономить время при получении КЭР.

18.07.23

В первом чтении принят проект о штрафах за нарушения при ликвидации загрязнений на предприятиях

Госдума в первом чтении приняла законопроект, согласно вводится ответственность за нарушения требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации отдельных производственных объектов.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов. Также отмечается, что некоторые собственники промышленных предприятий не исполняют обязательства по реализации мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по восстановлению природной среды и мероприятий по рекультивации земель, используя процедуру банкротства, в результате чего объекты становятся «безхозяйными».
За непредоставление информации для включения в информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности для должностных лиц влечет наложение штрафа от 3 до 6 тысяч рублей, на предпринимателей без образования юридического лица от 50 до 70 тысяч рублей, на юридических лиц – от 70 до 150 тысяч рублей.
За нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации отдельных производственных объектов влечет наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей, на юридических – от 200 до 500 тысяч рублей.
За реализацию мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды с нарушением требования будет наказываться штрафом от 20 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 200 тысяч рублей – на юридических. Повторное нарушение повлечет штраф для должностных лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет, а для юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей.

10.05.23

Вступили в силу и действуют изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Введено понятие вторичное сырье – продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
В случае признания побочных продуктов производства отходами плата за размещение отходов вносится по месту нахождения:
1) объекта размещения отходов, на котором размещены побочные продукты производства;
2) объекта, на котором осуществлялось складирование побочных продуктов производства.

11.04.23

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило новые правила разработки программы повышения экологической эффективности

На официальном сайте правовой информации опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2022 N 907 “Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности”.
Приказом Минприроды России от 23.12.2022 N 907:
Правилами обозначено, что программа повышения экологической эффективности (далее – Программа) разрабатывается хозяйствующими субъектами:
  • в случае невозможности соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ;
  • в рамках подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения.
Кроме того, Правилами уточнены:
  • информация, которая должна содержатся в проекте Программы (необходимой составляющей являются данные о применении наилучших доступных технологий);
  • перечень обосновывающих материалов к Программе.
Ознакомиться с текстом Приказа Минприроды России от 23.12.2022 N 907 можно здесь

03.04.23

Правительство РФ внесло изменения в типовой договор, заключаемый при обращении с отходами I, II классов опасности
(постановление Правительства РФ от 24.03.2023 N 458 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 N 1363″)

– устанавливается срок действия постановления Правительства РФ от 24.10.2019 N 1363 – до 01.09.2029;
– внесены изменения в порядок расчета по договору. В частности, конкретизированы требования к расчету авансового платежа по договору, составлению акта сверки по результатам выполненных работ;
– пересмотрен раздел IV формы типового договора, которым устанавливается порядок оказания услуг;
– установлено требование о передаче договора и приложений к нему посредством их направления через федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
– пересмотрены приложения NN 1, 2, 4, 5 к типовому договору.
Кроме того, согласно Изменениям, теперь к договору необходимо приложить сведения о планируемых местах накопления, коде и наименовании, массе и периодичности передачи отходов.
Напоминаем, что заключить договор с федеральным оператором по обращению с отходами I, II классов опасности должны хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и у которых нет в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (п.1 ст.14_4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”).
Ознакомившись с нормативным правовым актом, вы будете знать об изменениях законодательства. Данная информация поможет вам сэкономить время при заключении договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

27.03.23

Минприроды опубликовало разъяснения по вопросу учета стороннего автотранспорта при проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 утвержден порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок N 871).
В соответствии с положениями Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных и передвижных ИЗАВ, постоянно или временно эксплуатируемых (функционирующих) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВОС).
Так, согласно пункту 5 Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов учитываются в том числе передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВОС, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте. Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.